четверг, 31 мая 2018 г.

Рецепт афонской закваски





LiveInternet LiveInternet


Чудесная афонская закваска для выпечки просфор и хлеба.



На Афоне по сей день стремятся к использованию натуральных предметов и продуктов. В связи с этим никогда не добавляют в тесто для просфор и даже для простого хлеба дрожжей, получаемых промышленным путем. Афонским монахам и православному населению Греции известны три способа получения натуральной хлебной закваски.


Первый способ связан с Пасхой, а точнее с утренней службой Великой Субботы, когда под конец утрени читается «Апостол», в котором говорится о Христе как о закваске новой жизни: « Братья, разве вы не знаете, что малая закваска квасит все тесто? Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы безквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины ». (1 Кор. 5: 6—8).


На практике процесс изготовления закваски выглядит так:


В соответствующем сосуде приготавливается небольшое количество муки, которая вносится в храм (на Афоне – в алтарь) перед началом утрени Великой Субботы. Под конец утрени, после пения «Великого Славословия», как только зазвучит прокимен Апостола, следует немедленно приступить к вымешиванию муки, добавив немного обычной воды. Некоторые добавляют еще немного святой воды, другие совершают крестное знамение рукой или крестом над этой необычной закваской. Кроме этого, для совершения этих действий выбираются люди глубоковерующие, безпорочные и набожные, которые перед и во время этих действий мысленно читают известные им молитвы, чаще всего молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных!». Сосуд можно прикрыть (например, полотенцем) и оставить в церкви до окончания Святой литургии. По окончании службы Великой Субботы верные разносят «пасхальную» закваску по своим домам. На Афоне, из практических соображений она остается в алтаре в течение первых трех дней Пасхи. На следующий день, то есть по окончании Пасхальной службы, поверхность закваски должна сделаться ноздреватой. Это означает, что «закваска принялась». На третий день по Пасхе нужно добавить небольшое количество муки и воды и снова замешать. Несколько часов спустя можно поделить закваску на части. Одну сохранить исключительно для просфор, а другую порцию – для выпечки хлеба, поместив ее в стеклянную или пластмассовую емкость под крышкой.


Оставшуюся закваску можно раздать нуждающимся. Хранить ее нужно в холодном месте или холодильнике. Каждый раз, замешивая тесто, прибавляем необходимое количество муки и воды к полученной закваске (не прибавляя дрожжей!). После замешивания просфор или хлеба каждый раз оставляем небольшое количество полученного теста в качестве закваски для выпечки следующей порции и так поступаем каждый раз весь год, до следующей Пасхи.


«С благословения моего настоятеля я исполняю это послушание в нашем братстве и являюсь свидетелем этого «Пасхального чуда» - этого неопровержимого доказательства святости и животворности Православия. Действительно, до своего приезда на Афон я ничего об этом не слышал. А теперь ежегодно на моих глазах происходит это удивительное явное чудо, неопровержимое и для всех видимое и легкодоступное. Всегда наблюдаю за процессом возникновения закваски и его постепенной ферментацией. Это явление всегда производит на всех нас большое впечатление, укрепляет нашу надежду и приносит нам огромную радость.


… С радостью вспоминаю Пасхальный период 1995 года, когда монастырь посетил англичанин Чарльз, репортер радиостанции «ВВС», протестант по вероисповеданию. Так случилось, что я накрывал на стол и у нас был еще хлеб первой выпечки из новополученной пасхальной закваски. Без каких бы то ни было намеков с моей стороны, наш гость начал приглядываться к ломтю хлеба и с удивлением спросил меня: «Неужели этот хлеб выпекается на Афоне?» В ответ я в общих чертах описал ему процедуру получения закваски. Восхищенный исключительным вкусом хлеба, он попросил меня дать ему несколько ломтей, чтобы он мог привезти их своим родным в Англию, а услышанную историю афонской закваски записал в блокноте и обещал рассказать о ней на родине». (Иеромонах Гавриил).


Это воистину дар Воскресшего Христа. К сожалению, он не особенно широко известнее верным нашей Церкви.


Второй способ получения закваски возможен при наличии частички Святого Животворящего Древа Креста Господня. Имеющий таковую может в любое время, помолившись, сделать новую закваску способом, описанным выше. Сила этого действа заключается в троекратном благословении святыней, то есть крестным знамением над приготовленной обычной закваской, изготовленной из муки и воды с добавлением святой воды, со словами: «Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».


Третья возможность — это получение закваски в день празднования Воздвижения (14/27 сентября), если в данной церкви совершается чин Воздвижения Креста, совершаемый под конец утрени и в этом Кресте находится частичка Святого Древа Креста Господня.


Все эти способы получения чудо-закваски вполне определенно указывают на то, что наибольшее значение в Православной Церкви имеют Крест и Воскресение Христово. Именно из этих двух источников и из Святой Евхаристии черпает Православие и народ Божий животворящую силу и благодать Святого Духа, благодаря которым человек духовно возрождается для Вечной Жизни.


Иеромонах Гавриил ((Краньчук)


Из книги «Афонское приношение современному человеку»


Рецепт приготовления хлеба :


Перед началом работы с тестом читаются молитвы: тропарь «Христос воскресе из мертвых..» - 3 раза, «Воскресение Христово видевше..» - 1 раз, «Царю Небесный…» - 1 раз.


Полученную закваску нужно разделить на две части. В одну часть не менее 3-х столовых ложек закваски добавить 5 – 6 столовых ложек муки и чистой воды и довести закваску до густоты сметаны. Оставшуюся часть оставить для дальнейшего использования, поставив в холодильник.


Накрываем чистой салфеткой и укутываем теплым платком, далее ставим в теплое место на 2 – 2,5 часа. Закваска должна увеличиться в два раза.


Затем, для выпечки хлеба берем 6-7 столовых ложек закваски, 1-2 стакана ржаной муки и 4-5 стаканов муки высшего сорта, (по усмотрению, можно просто использовать муку высшего сорта) добавляем 2 столовые ложки отрубей, соль, сахар по вкусу. Замешиваем мягкое некрутое тесто, добавляя чистую воду и столовую ложку растительного масла. Тщательно вымешиваем. Готовим две формы для выпечки, смазывая их растительным маслом. Ставим формы с тестом опять в теплое место, накрывая салфеткой и укутывая платком на 4-4,5 часа. Тесто должно увеличиться в два раза. Затем ставим в подогретую духовку и выпекаем в течение 30-40 минут.


После выпечки хлеб нужно накрыть салфеткой, окропить водой и хорошо укутать чтобы он был мягким и душистым.



Чудесная афонская закваска для выпечки просфор и хлеба. Рецепты



Чудесная афонская закваска для выпечки просфор и хлеба. Рецепты



Первый способ связан с Пасхой, а точнее с утренней службой Великой Субботы, когда под конец утрени читается «Апостол», в котором говорится о Христе как о закваске новой жизни: « Братья, разве вы не знаете, что малая закваска квасит все тесто? Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы безквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины». (1 Кор. 5: 6—8).


На практике процесс изготовления закваски выглядит так:


В соответствующем сосуде приготавливается небольшое количество муки, которая вносится в храм (на Афоне – в алтарь) перед началом утрени Великой Субботы. Под конец утрени, после пения «Великого Славословия», как только зазвучит прокимен Апостола, следует немедленно приступить к вымешиванию муки, добавив немного обычной воды. Некоторые добавляют еще немного святой воды, другие совершают крестное знамение рукой или крестом над этой необычной закваской. Кроме этого, для совершения этих действий выбираются люди глубоковерующие, безпорочные и набожные, которые перед и во время этих действий мысленно читают известные им молитвы, чаще всего молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных!». Сосуд можно прикрыть (например, полотенцем) и оставить в церкви до окончания Святой литургии. По окончании службы Великой Субботы верные разносят «пасхальную» закваску по своим домам. На Афоне, из практических соображений она остается в алтаре в течение первых трех дней Пасхи. На следующий день, то есть по окончании Пасхальной службы, поверхность закваски должна сделаться ноздреватой. Это означает, что «закваска принялась». На третий день по Пасхе нужно добавить небольшое количество муки и воды и снова замешать. Несколько часов спустя можно поделить закваску на части. Одну сохранить исключительно для просфор, а другую порцию – для выпечки хлеба, поместив ее в стеклянную или пластмассовую емкость под крышкой.


Оставшуюся закваску можно раздать нуждающимся. Хранить ее нужно в холодном месте или холодильнике. Каждый раз, замешивая тесто, прибавляем необходимое количество муки и воды к полученной закваске (не прибавляя дрожжей!). После замешивания просфор или хлеба каждый раз оставляем небольшое количество полученного теста в качестве закваски для выпечки следующей порции и так поступаем каждый раз весь год, до следующей Пасхи.


«С благословения моего настоятеля я исполняю это послушание в нашем братстве и являюсь свидетелем этого «Пасхального чуда» - этого неопровержимого доказательства святости и животворности Православия. Действительно, до своего приезда на Афон я ничего об этом не слышал. А теперь ежегодно на моих глазах происходит это удивительное явное чудо, неопровержимое и для всех видимое и легкодоступное. Всегда наблюдаю за процессом возникновения закваски и его постепенной ферментацией. Это явление всегда производит на всех нас большое впечатление, укрепляет нашу надежду и приносит нам огромную радость.


… С радостью вспоминаю Пасхальный период 1995 года, когда монастырь посетил англичанин Чарльз, репортер радиостанции «ВВС», протестант по вероисповеданию. Так случилось, что я накрывал на стол и у нас был еще хлеб первой выпечки из новополученной пасхальной закваски. Без каких бы то ни было намеков с моей стороны, наш гость начал приглядываться к ломтю хлеба и с удивлением спросил меня: «Неужели этот хлеб выпекается на Афоне?» В ответ я в общих чертах описал ему процедуру получения закваски. Восхищенный исключительным вкусом хлеба, он попросил меня дать ему несколько ломтей, чтобы он мог привезти их своим родным в Англию, а услышанную историю афонской закваски записал в блокноте и обещал рассказать о ней на родине». (Иеромонах Гавриил).


Это воистину дар Воскресшего Христа. К сожалению, он не особенно широко известнее верным нашей Церкви.


Второй способ получения закваски возможен при наличии частички Святого Животворящего Древа Креста Господня. Имеющий таковую может в любое время, помолившись, сделать новую закваску способом, описанным выше. Сила этого действа заключается в троекратном благословении святыней, то есть крестным знамением над приготовленной обычной закваской, изготовленной из муки и воды с добавлением святой воды, со словами: «Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».


Третья возможность — это получение закваски в день празднования Воздвижения (14/27 сентября), если в данной церкви совершается чин Воздвижения Креста, совершаемый под конец утрени и в этом Кресте находится частичка Святого Древа Креста Господня.


Все эти способы получения чудо-закваски вполне определенно указывают на то, что наибольшее значение в Православной Церкви имеют Крест и Воскресение Христово. Именно из этих двух источников и из Святой Евхаристии черпает Православие и народ Божий животворящую силу и благодать Святого Духа, благодаря которым человек духовно возрождается для Вечной Жизни.


Иеромонах Гавриил ((Краньчук)
Из книги «Афонское приношение современному человеку»



Рецепт приготовления хлеба:


Перед началом работы с тестом читаются молитвы: тропарь «Христос воскресе из мертвых..» - 3 раза, «Воскресение Христово видевше..» - 1 раз, «Царю Небесный…» - 1 раз.


Полученную закваску нужно разделить на две части. В одну часть не менее 3-х столовых ложек закваски добавить 5 – 6 столовых ложек муки и чистой воды и довести закваску до густоты сметаны. Оставшуюся часть оставить для дальнейшего использования, поставив в холодильник.


Накрываем чистой салфеткой и укутываем теплым платком, далее ставим в теплое место на 2 – 2,5 часа. Закваска должна увеличиться в два раза.


Затем, для выпечки хлеба берем 6-7 столовых ложек закваски, 1-2 стакана ржаной муки и 4-5 стаканов муки высшего сорта, (по усмотрению, можно просто использовать муку высшего сорта) добавляем 2 столовые ложки отрубей, соль, сахар по вкусу. Замешиваем мягкое некрутое тесто, добавляя чистую воду и столовую ложку растительного масла. Тщательно вымешиваем. Готовим две формы для выпечки, смазывая их растительным маслом. Ставим формы с тестом опять в теплое место, накрывая салфеткой и укутывая платком на 4-4,5 часа. Тесто должно увеличиться в два раза. Затем ставим в подогретую духовку и выпекаем в течение 30-40 минут.


После выпечки хлеб нужно накрыть салфеткой, окропить водой и хорошо укутать чтобы он был мягким и душистым.


Комментарии (4)


Всего: 4 комментария



БогослАвие (про ПравослАвие)


Иерусалимский(афонский, почаевский..)хлеб, или Закваска от лукавого !


Иерусалимский хлеб, или Закваска от лукавого



Не так давно одна моя знакомая, девушка добрая, но совершенно нецерковная, радостно предложила мне взять домой закваску для хлеба, якобы освященную в иерусалимском Храме Гроба Господня. Поначалу я просто удивился - как могло попасть тесто из храма к моей нецерковной знакомой. Причем из самого Иерусалима. В храм она не ходит, члены ее семьи - тоже. Потом, несколько поразмыслив, понял, что меня смущает не только это. Одно дело, когда вам предлагают взять хлеб, освященный в храме или просфору. Это вполне нормально и издревле практикуется в Церкви. А тут - закваска для теста в баночке из-под майонеза. Я никак не смог припомнить о существовании такой церковной традиции. Поэтому сначала решил поинтересоваться тем, каким образом попала эта закваска к моей знакомой. Оказалось, что ей закваску дал также кто-то из друзей. Ничего более подробного она сказать не могла, но зато протянула мне лист бумаги с рецептом приготовления хлеба из этого теста. Вот тут-то и началось самое интересное. Прочтение «рецепта» навело меня на некоторые мысли относительно происхождения данного «продукта». Собственно, этими мыслями я и хотел сегодня поделиться с читателями.


Итак, как гласил заголовок «инструкции по применению», это был «иерусалимский хлеб из пекарни Храма Гроба Господня». Уже само название вызывало сомнение. А если быть более точным, даже подозрение. Некоторые мои знакомые бывали на Святой Земле, бывали и в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. Но никто из них никогда не упоминал ни о закваске, которую раздавали или продавали бы там паломникам, ни даже о хлебе, который мог бы быть приготовлен из подобной опары. Ни в одном путеводителе по Святой Земле, ни в одном рекламном проспекте я никогда не встречал подобной информации. Что ж, подвох был виден с самого начала.


Относительно названия этого «продукта» мне удалось узнать еще несколько интересных фактов. Вечером того же дня я решил поискать на просторах интернета что-нибудь, касающееся «иерусалимского хлеба». Оказалось, что данная закваска имеет еще несколько названий: «почаевский хлеб» (освященный в Свято-Успенской Почаевской Лавре), «афонский хлеб» (освященный на Афоне), «тесто счастья», «тесто благополучия». Что ж, довольно широкая палитра географических названий для одного хлеба: Иерусалим, Афон и Украина. Но если в случае с Иерусалимом и Афоном довольно трудно проверить достоверность информации о хлебе, то до Украины рукой подать. Я решил зайти на официальный сайт Почаевской Лавры, и нашел там послание братии монастыря о так называемой «почаевской закваске». Предлагаю его читателю:


"Берегитесь, чтобы никто не прельстил Вас. " (Мф. 24:4)


Дорогие братья и сестры!


Как нам стало известно, уже некоторое время по епархиям Украины стали распространять так называемый "хлеб (закваску) из Почаевской Лавры". Братия Почаевской Лавры доводит до вашего сведения, что это явление не имеет никакого отношения к Свято-Успенской Почаевской Лавре, а является проявлением духовного невежества, суеверия и спекуляции на авторитете нашей Великой Святыни.


Пользоваться этим тестом строго запрещается, так как это может привести к духовному повреждению и иметь мистическое ритуальное значение. Поскольку изготовители упомянутого хлеба лживо прикрываются авторитетом Почаевской Лавры, а ложь изначально является исчадием диавола, то отсюда очевидно, что вся эта затея есть делом рук людей, водимых бесовской силой. Поэтому просим вас быть очень осторожными в подобных явлениях и на всё брать благословение у местных священников.


"Они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия" (2 Пет. 2,14).


"Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждения и заблуждаясь" (2 Тим. 3,13)


С уважением, братия


Свято-Успенской Почаевской Лавры.


Миф о церковном происхождении закваски был развенчан. Но для меня это и так уже было ясно. Подобную схему подлога довольно часто используют деятели оккультных наук: гадалки, маги, колдуны, экстрасенсы и прочие сомнительные личности. Они зачастую отправляют своих «клиентов» в храмы за свечами и ладаном, сами для вида читают церковные молитвы, иногда даже посылают людей креститься перед началом своих сеансов. Все эти действия носят кощунственный характер. Свечи и ладан используются в магических ритуалах, церковные молитвы читаются вместе с заговорами, а искусить человека после крещения подобными действиями и вовсе «пик удовольствия» для лукавого, который действует через оккультистов. В случае же с «почаевской закваской» братия монастыря ясно определила типологию духовной подмены – спекуляция на авторитете святыни. Под видом некого блага, имеющего непосредственное отношение к святыне, людям преподается какая-то гадость неизвестного происхождения. Конечно, в этом нет ничего удивительного. Если бы в рецепте иерусалимского хлеба значилось, что закваска была замешана с использованием жертвенной человеческой крови в каком-нибудь сатанинском капище известным колдуном, то вряд ли бы большинство людей согласилось взять в руки эту гадость. Кстати, я совсем не исключаю возможности именно такого или подобного происхождения «иерусалимского хлеба». Иначе, зачем создателям закваски так тщательно прикрываться авторитетом Церкви, скрывая истинное происхождение продукта. Ложь налицо, а отец лжи – дьявол. Разве может быть что-то доброе от него? Никак нет! О таких духовных подменах и их авторах предупреждает ап. Павел в послании к Коринфянам: «сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды» (2 Кор. 11, 14-15). Что же, духовная неграмотность дает свои плоды. Многие покупаются именно на «церковное» происхождение закваски, думая, что раз она освящена в церкви, то значит не стоит подвергать сомнению и все остальное, написанное в прилагаемой инструкции. И очень напрасно! Ап. Иоанн Богослов призывает всех нас: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4, 1). Опять все та же духовная неграмотность людей дает о себе знать.


Разобравшись с названием и выявив в нем несомненную ложь и духовную подмену, приступлю к рассмотрению и справедливой критике самой инструкции, прилагаемой к закваске. Я нашел в интернете несколько ее вариантов. Все они сходились в ингредиентах для теста: муке, сахаре и молоке. Но самое интересно было не в составляющих для хлеба, а в комментариях, содержавшихся в различных вариантах рецепта. Я соединил их воедино и получил довольно интересный вариант рецепта. Для наглядности предложу его читателю:


ИЕРУСАЛИМСКИЙ ХЛЕБ ИЗ ПЕКАРНИ ХРАМА ГРОБА ГОСПОДНЯ В ИЕРУСАЛИМЕ


Печется один раз в жизни. Приносит в дом достаток, радость в жизни, исполнение желаний. Снимает все виды порчи и родовое проклятие. Закваску перелить в трехлитровую банку. Мешать деревянной ложкой. Банку не накрывать.


1-й день - замесить 3 стакана муки, 1 стакан сахара и 1 стакан молока. Тесто оставить на столе, чтобы привыкало к вашему дому и накапливало энергетику дома;


2 - день - вымесить тесто и оставить на столе;


3-й день - банку ополоснуть молоком, положить 2-х дневную закваску, добавить 1 стакан песка, 3 стакана муки и 1 стакан молока, вымесить, оставить на столе;


4-й день - перемешать и оставить на столе;


5-й день - добавить 1 стакан песка, 3 стакана муки и 1 стакан молока, вымесить, оставить на столе;


6-й день - разделить тесто на 4 части. Три части раздать добрым людям с рецептом. Одну часть оставить себе. В эту часть добавить 1 чайную ложку растительного масла 2/3 стакана муки, 2 яйца, 1/2 ч. л. соды, вымесить, дать постоять, духовку разогреть до 150-170 градусов и печь минут 30-40. После выпекания разделить поровну на членов семьи, съесть, загадав желание (кроме денег. ). Никого из посторонних не угощать испеченным хлебушком.


Первые слова рецепта сразу же вызывают сомнение. Почему этот хлеб можно печь только раз в жизни? Неужели он опасен для здоровья? Скорее всего, так оно и есть. Только об этом умалчивают авторы рецепта. А может быть, если повторно испечь хлеб, то счастье, радость и достаток, обещанные в рецепте, моментально исчезнут? Или вдруг достаток станет таким большим, что станет некуда девать свалившиеся на голову миллионы долларов? А счастья будет столько, что придется делиться с соседями? Так нет ведь, своим добром делиться нельзя, даже кушать испеченный хлеб надо только членам семьи и ни в коем случае не угощать посторонних. Что-то не так. Опять чувствуется какой-то подвох. Если испеченный хлеб – это добро, то почему не пригласить гостей и не дать всем отведать по кусочку чудодейственного хлеба. Все были бы довольны, счастливы и в достатке. А хозяевам дома были бы бесконечно признательны и молились бы за них всю оставшуюся жизнь. А можно было бы наладить промышленное производство этого доброго хлеба и осчастливить всю планету! Так нет, нельзя. Только себе и больше никому! Только один раз ведь испечь можно, зачем делиться своим добром с кем-то. Вдруг кусочек достатка или счастья возьмет и уйдет к соседу. Какой изощренный эгоизм! Под видом блага преподносится несомненный грех – жадность. Вот она – жажда легкой наживы! Вот на что делали упор авторы рецепта. Ведь не нужно прилагать никаких усилий, не надо трудиться, не надо делать ровным счетом ничего. Вот она – вожделенная волшебная палочка! Только съешь кусочек хлеба – и будь счастлив и богат! Загадай любое желание – и ты получишь результат! И смех и грех. Порой диву даешься, откуда у нашего народа такая жажда к легкому богатству? Неужели многие люди еще не выросли из детства и до сих пор верят в сказки? Верят в золотую рыбку, в щуку, исполняющую желания, в скатерть-самобранку, волшебную палочку и добрых фей? Как ни странно, но, получается, что именно так. Ведь принцип действия чудодейственного хлеба и перечисленных сказочных персонажей и предметов абсолютно одинаков. Вот и живем мы в гостях у сказки в стране дураков.


Что ж, продолжу дальнейшее рассмотрение рецепта приготовления дивного хлеба. Хочу отметить тот факт, что в некоторых местах рецепт «иерусалимского хлеба» противоречит сам себе. В начале рецепта сказано, что хлеб приносит в дом достаток. А в конце предлагается загадать желание, причем любое, кроме денег. Что-то непонятно, откуда возьмется достаток, если об этом не просить? Налицо очередная хитрая уловка от лукавого. Раз нельзя просить денег, которые у многих подсознательно ассоциируются с грехом, то это хорошо и всему остальному вполне можно доверять. Ну, а вполне сознательное желание быстрого обогащения, о котором я говорил выше, полностью удовлетворяется обещанием достатка. Вот и получается палка о двух концах. Удовлетворено и сознательное, и подсознательное мышление. Человек полностью согласен приготовить хлеб и со дня на день ждать исполнения обещанного. Одна из целей, которую ставили перед собой авторы рецепта, практически достигнута.


А теперь перейду к рассмотрению одной из самых интересных, как мне кажется, частей рецепта приготовления «иерусалимского хлеба». Помимо обещания всех земных благ, авторы рецепта обещают человеку, приготовившему хлеб, избавление от всевозможных видов порчи и родовых проклятий. Вот еще одна из причин, по которой многие люди покупаются на сказку о чудотворном хлебе. В последнее время достаточно большое количество людей легкомысленно верят всевозможным магам, экстрасенсам, гадалкам, прорицателям и прочим деятелям оккультных наук. И, как следствие, эти люди используют в своем лексиконе всю ту новомодную оккультную терминологию, которую так неустанно изобретают оккультисты. Тут всевозможные порчи, венцы безбрачия, родовые проклятия, привороты с отворотами и прочее. И, конечно, когда к такому человеку вдруг попадет закваска для хлеба, которая может избавить от всего вышеупомянутого, да еще освященная в самом Храме Гроба Господня в Иерусалиме, радости его не будет предела. Не надо идти к гадалкам и экстрасенсам, чтобы снимать порчу и родовые проклятия, тратя на это уйму времени и денег. Достаточно просто испечь хлеб, съесть его и порчи как не бывало. Только вот эти люди забывают о том, что подобная вера колдунам и гадалкам была строго осуждена еще во времена Ветхого Завета. В те давние времена Бог воспретил народу, вышедшему из египетского плена, заниматься колдовством и ходить к волшебникам и чародеям. Вот, что говорит Писание: «Не ворожите и не гадайте» (Лев. 19, 26), «Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них» (Лев. 19, 31), «не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» (Втор. 18, 11), «И вы не слушайте своих пророков и своих гадателей, и своих сновидцев, и своих волшебников, и своих звездочетов … ибо они пророчествуют вам ложь» (Иерем. 27, 9-10). Считаю, что многим было бы полезно знать, что подобные действия или обращение к названным личностям сурово наказывалось: «И если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лицо Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее» (Лев. 20, 6), «Ворожеи не оставляй в живых» (Исх. 22, 18). Думаю, приведенных цитат вполне достаточно, чтобы сделать соответствующие выводы о греховности суждений о чудодейственности «иерусалимского хлеба». Опять налицо духовная безграмотность нашего народа. Да, 70 лет богоборчества сделали свое дело. Но ведь уже почти 20 никто не запрещает изучать Священное Писание и посещать храм Божий. Лень. Ну вот, опять грех! Ленится наш народ читать Библию и слушать проповеди священников. Зато с удовольствием готов поверить в то, что «иерусалимский хлеб» в одно мгновение каким-то непостижимым образом принесет в дом богатство, счастье, исполнение желаний и избавит от колдовства. А ведь недаром гласит народная мудрость: «бесплатный сыр бывает только в мышеловке». Тем более что сыр в мышеловку под названием «иерусалимский хлеб» кладет сам дьявол – отец лжи и враг добра. Хочется отметить, что на таких суеверных людей, верящих в гороскопы, боящихся черных кошек, перебежавших дорогу, и повсюду ищущих следы наведения порчи, колдовство и чародейство, вполне возможно, будет иметь некоторое воздействие. Человек, ищущий в своей жизни лукавого и его козни, скорее всего, их найдет. Вполне возможно, что Господь попустит ему находиться под таким воздействием ради его вразумления. Кто-то вразумляется и отворачивается от суеверных понятий в порчу и родовое проклятие и Господь умиротворяет его жизнь. А кто-то еще более ожесточается в своем заблуждении и начинает бегать по гадалкам и экстрасенсам в надежде избавиться от колдовства. Тем самым, сознательно обращаясь за помощью к самому князю тьмы – дьяволу, действующему через оккультистов. А какая может быть помощь от лукавого? Если даже предположить, что на человека действительно наведена порча, т. е. он находится под дьявольским воздействием, то никак нельзя избавиться от нее посредством обращения к тому же лукавому духу. Сам Господь говорит этому безумному человеку: «как может сатана изгонять сатану? Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот; и если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришел конец его» (Мк. 3, 23-26). По мнению суеверных людей, родовое проклятие – это проклятие, наложенное на весь род и передающееся из поколения в поколение. Если верить в это, то получается, что какое-то проклятие выше милосердия Божия, ибо действует безотказно на всех, независимо от того, каким бы человек не был. Согласно подобной логике, оно действует и на человека, верующего в Бога и живущего по его заповедям. Но этого быть не может! Господь не попустит истинному христианину, свято чтущему заповеди Божии, быть мучимым дьяволом. Бог есть Любовь, и отвечает любовью на любовь человека. И нет ничего превыше этой любви!


Продолжу подробное рассмотрение рецепта «иерусалимского хлеба». В первый день приготовления закваски предлагается оставить тесто на столе, чтобы оно впитывало энергетику дома. Довольно интересное и оригинальное заявление. А смогут ли авторы рецепта научным образом объяснить, как это возможно? Как обычное тесто вдруг становится накопителем энергии? Думаю, что нет. Тем более что авторов этого текста история не знает. Оставлю свои научные измышления в стороне и попробую размыслить, согласно логике авторов рецепта. Интересно то, что хлеб, призванный избавить от порчи в доме, накапливает как раз ту самую энергетику дома. А если в доме она плохая, то и хлеб будет «заряжен» отрицательно. Не лучше было бы тогда его выбросить или сжечь, удалить этот отработавший «заряженный аккумулятор» из дома и жить припеваючи, избавившись от ненавистной порчи? Странно, что рецепт хлеба предлагает совсем другое. Хлеб надо приготовить и съесть! Как же так? Очередной ляпсус, очередная несостыковка в одном простом рецепте, очередной обман. И, как следствие, очередное доказательство лживости рецепта.


Но самое страшное, что предлагается в рецепте, это то, что необходимо раздать три части теста из четырех добрым людям вместе с рецептом. Вот, где кроется духовная зараза! Которая может привести к целой эпидемии суеверий, связанных с «иерусалимским хлебом». Кстати, эта схема раздачи хлеба очень похожа на схему распространения так называемых писем счастья, которые не так давно имели хождение по всей стране и даже за рубежом. Но если в случае с письмами многие подвергали сомнению обещания, содержавшиеся в тексте, то в случае с «иерусалимским хлебом» дело обстоит иначе. Если быть точнее, обещания имеют более привлекательный и, в то же время, прикрытый православной ширмой характер. Эдакое обещание счастья и достатка от Самого Бога. Но на самом деле это - дешевая лепешка от лукавого. И закваску для нее предлагается раздать своим добрым знакомым. Какой соблазн! Ведь знакомому и в голову не придет, что его одаряют чем-то скверным. Да и вряд ли он откажется, неудобно. Но ведь недаром Господь предупреждает нас в Евангелии: «горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18, 7). Итак, горе тому человеку, который распространяет эту духовную заразу!


А теперь предлагаю читателю взглянуть на «иерусалимский хлеб» с точки зрения приготовления. Тесто приготавливается в течение 6 дней. Сам по себе такой метод фактически уникален и вызывает большие сомнения. Общеизвестно, что обычный хлеб заквашивается максимум в течение суток. Зачем нужно заквашивать «иерусалимский хлеб» в течение 6 дней – совершенно непонятно. Также непонятно, зачем в тесте такое большое количество сахара. Вкус будет приторным. На хлеб это совершенно не похоже, более на сладкий кекс. Именно так и определяют его те люди, которые все-таки приготовили чудесный хлеб. На просторах интернета я встречал и довольно критичные замечания относительно вкуса получившегося хлеба. Как отмечают некоторые люди, из-за своей крайне перенасыщенной сладости и специфического вкуса он совершенно не пригоден для употребления.


Ну, а теперь по поводу гигиены. Думаю, что многие читатели согласятся со мной в том, что гигиена играет в вопросе приготовления пищи далеко не последнюю роль. Начну по порядку. На одном из интернет-сайтов я обнаружил, что тесто впервые было замешано в Иерусалиме 24 года назад. Это подтверждается свидетельствами людей старшего поколения, которые слышали о «тесте счастья» еще много лет назад. Теперь стоит только представить, сколько грязи, микробов и всякой гадости содержит в себе закваска «иерусалимского хлеба». Полная антисанитария. Предполагаю, что именно ее следствия и дают эффект специфического вкуса готового продукта. Помимо этого в рецепте предлагается в течение 6 дней держать тесто в незакрытой посуде на столе. Ну, разве станет нормальный человек держать на столе незакрытую посуду с едой в течение 6 дней? Думаю, нет. А в случае с «иерусалимским хлебом» это странное действие у многих людей совсем не вызывает сомнения.


И, напоследок, хотел бы поделиться с читателем мыслями относительно происхождения «иерусалимской закваски». Ведь кому-то так необходимо втянуть в распространение чудо-хлеба православных христиан. Хочу привести пару примеров. Кришнаиты практикуют раздачу пиши, посвященной Кришне (прасад), всем, кому попало, независимо от вероисповедания. Для этого они даже идут на такую уловку, как открытие бесплатных или полубесплатных вегетарианских кафе, посетители которых даже не подозревают, что едят идоложертвенную пищу.Другой пример - «преподобный» Мун, основатель известной секты. Пища с его кровью или (прошу прощения у читателя) спермой изготавливается адептами секты и раздается на их собраниях. Вполне возможно, что «преподобный» Мун, жаждующий накормить такой пищей весь мир, уже начал какую-то тайную политику и изобрел «тесто счастья». Можно привести еще ряд примеров, но не вижу в этом смысла. Понятно одно - кто-то специально по научению дьявола старается ввести в заблуждение православных христиан, прикрываясь ширмой святости. Поэтому для православного христианина никак недопустимо вкушение и распространение «иерусалимского хлеба». А если кто-то уже успел согрешить подобным образом, то пусть принесет Богу плоды покаяния. Благо, есть у нас такая возможность, а Господь, как любящий Отец, прощает нам наши грехи. Помощи всем Божией и не поддавайтесь на уловки лукавого!


В
какие только суеверия не умудряются верить люди, чтобы стать счастливыми! Хранят пасхальные яйца, дабы избежать пожара, смотрятся в зеркало, если возвращаются домой за забытой вещь. Более того готовы шесть дней квасить «тесто счастья», якобы спасающее от порчи. Суеверия да суеверия: каждый сам выбирает, насколько крепко в нем живет язычник. Вот только «хлеб счастья» - он же «хлеб из Киево-Печерского монастыря», «почаевский», «иерусалимский», «афонский» - многие действительно принимают за церковный и пекут его в надежде на Божье благословление.


К
огда два года назад встретила сообщение о том, что подобный «хлебушек» лихо распространяется в России, на Украине и даже добрался до Беларуси, почему-то не поверила, что эта «хлебная» волна дойдет и до мирного Лепеля. Как оказалось, зря.


З
акваску теста в маленькой баночке и рецепт «Хлеб из Киево-Печерского монастыря» моей маме дала одна подруга, получивши его, в свою очередь, от другой знакомой. Подозрения о святости содержимого возникли сразу же, как прочла первую строку рецепта: «Этот хлеб снимает порчу в доме, приносит здоровье и счастье». Сразу вспомнились пресловутые «письма счастья», которые в детстве я, переписав по пять-шесть раз, вбрасывала в почтовые ящики соседям.


П
оискав на просторах интернета какую-либо информацию об этом хлебе, я узнала, что имеет он несколько названий: привозят его якобы из Иерусалима, Афона и Почаева. География обширная, но способ приготовления практически одинаковый. Это явление достигло таких масштабов, что на официальном сайте Почаевской лавры братия монастыря поместила опровержение: «Дорогие братья и сестры! Как нам стало известно, уже некоторое время по епархиям Украины стали распространять так называемый «хлеб (закваску) из Почаевской Лавры». Братия Почаевской Лавры сообщает вам, что это явление не имеет никакого отношения к Свято-Успенской Почаевской Лавре, а является проявлением духовного невежества, суеверия и спекуляции на авторитете нашей Великой Святыни. Пользоваться этим тестом строго запрещается, так как это может привести к духовному повреждению и иметь мистическое ритуальное значение».


И
вправду, ритуала в этом рецепте хоть отбавляй: печь хлеб можно один раз в жизни, и вкушают его только проживающие в доме. Угощать кого-либо им строго запрещается. Какой-то совсем не церковный подход получается: только себе и больше никому. Автор рецепта явно не учел, что в христианстве жадность «не приветствуется»! Причем во время выпечки у Бога можно попросить всего чего захочется, кроме денег. У людей деньги подсознательно ассоциируются с грехом, которые здесь как раз таки и осуждаются, хотя легко в обход сребролюбию, к примеру, можно попросить новую машину или квартиру. А еще лучше загадать какое-нибудь нематериальное благо, и когда оно силой вашей мысли придет к вам, рассказывать знакомым, как помог чудо-хлебушек.


С
амое же интересное содержит в себе способ приготовления. Возиться с ним нужно в течение шести дней. В первый день закваска стоит в открытой посуде и привыкает к дому. Судя по всему, имеется в виду, что за это время она впитывает плохую энергетику, но ведь тогда логичней это тесто просто выкинуть, а не есть. Более того при выпечке нужно забыть о всякой брезгливости и санитарии. Во-первых, неизвестно, сколько до вас оно прошло рук: на интернет-сайтах встречается информация, что первую закваску «иерусалимского» хлеба сделали 24 года назад. Во-вторых, нужно держать его открытым. И, в-третьих, квасить, вместо как обычно одного дня, целых шесть. Наверняка, от отравления людей, приготовивших этот хлеб, спасает только термическая обработка. Возникает вопрос: если оно вдруг попадет в руки к больному человеку, и дальше продолжит свое «торжественное» шествие?


В
оставшиеся дни рецепт требует действовать «строго по инструкции»: добавлять молоко, сахар и муку, перемешивать по особым дням. Напоследок разделить тесто на четыре равные части, одну оставить себе и спечь долгожданный хлебушек, а остальные раздать хорошим людям, которым желаете добра. Опять какая-то нестыковка: помогать же нужно всем, а не только хорошим! Хотя если посмотреть с другой стороны, добрый знакомый, наверняка, постеснятся не взять «чудную» закваску, а вам как человеку, желающему ему добра, обязательно поверит и приготовит чудо-хлеб. Евангелие же нас предупреждает: «горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18, 7). Что ж выбор каждого: быть проводником соблазна или выкинуть «волшебное тесто» и прервать цепочку бестолковых суеверий.


-
Подобной закваской наших прихожан пытаются попотчевать уже не первый год, - рассказывает настоятель Свято-Параскевинского православного храма иерей Адам Коледа. – Трудно определенно говорить о происхождении данного «хлеба», но что он привезен не из Киево-Печерского монастыря это однозначно. Из рецепта сразу видно потребительское отношение к Богу: он учит не благодарить Господа, а сразу просить. И неважно, что наше желание не касается денег: вполне спокойно можно попросить несколько дач на Кипре и для выгоды продать их. Не менее странен выбор: одного хлебом следует угощать, другого – нет. «Давать только хорошим людям»: значит, мы соглашаемся с тем, что есть и плохие. И грех не в том, что мы взяли этот хлеб, а в нашем отношении к нему, в том, что приписываем ему чудодейственные силы. Ведь ни артос, ни просфоры, ни целование креста, ни даже причастие без искренней веры в Бога человеку не поможет. Конечно, проще всего спечь хлеб, покушать его - и в церковь идти не надо. Но сегодня это тесто из Киево-Печерского монастыря, завтра будет суперкартошка из Почаевской Лавры, а что послезавтра? Огурцы с Соловецкого монастыря? Кроме того, мы не знаем, что с этой закваской делали раньше.


Н
икто не дает и гарантии, что не может быть, к примеру, сектантами в это чудо-тесто примешана и жертвенная человеческая кровь, ведь если бы люди знали это, многие не стали брать его даже в руки. А прикрываться авторитетом православной церкви весьма эффективно. Более того известно немало случаев раздачи пищи сектантами. К примеру, кришнаиты в своих бесплатных вегетарианских кафе кормят идоложертвенной пищей, посвященной Кришне, всех независимо от вероисповедания. Кстати, посетители кафе об этом даже не догадываются. Кровь и сперма «преподобного Муна», основателя другой известной секты, добавляется в еду, которая потом раздается на их собраниях.


М
ожет, самое время перестать бояться черных кошек и пустых ведер, а поверить в собственные силы? И счастья просить у Бога не кухне над «волшебным» тестом, а в храме перед иконой Христа Спасителя?


Хлеб – всему голова! Как не остаться без головы с хлебом?
«Иерусалимский хлеб», «монастырский хлеб», «почаевский хлеб» – чудо-хлеб пользуется большой популярностью у православных хозяек. Лечит, оберегает… Так что же это за новое средство от всех бед?
Осторожно: Иерусалимский хлеб
В Латвии получило распространение суеверие, связанное с банками, в которых якобы содержится освященный Церковью «иерусалимский хлеб».
Эти банки передают друг другу знакомые, полагая, что, если поместить в печь тесто, которое содержится в них, такая процедура поможет избавиться от родовых проклятий.
«Однако Латвийская православная церковь предупреждает: вас обманывают. Так называемый »иерусалимский хлеб" опасен для духовного здоровья", – говорится в статье, опубликованной на официальном сайте Латвийской церкви.
Банки с «иерусалимской закваской» привезены в Латвию из Москвы. Там они впервые появились около пяти лет назад. Раздавали их из-под полы вместе с рецептом приготовления.
«Церковь призывает своих чад никаким суевериям не следовать. Люди истинно верующие таких вещей не поддерживают. Но суеверия были всегда. Они основываются на легковерии людей», – так прокомментировал новость о распространении «иерусалимской закваски» настоятель рижского храма Архангела Михаила протоиерей Олег Пелевин.
По его словам, часто люди ищут легкого спасения и мгновенного преодоления трудностей. «Мы хотим, чтобы все у нас было сейчас, немедленно, но трудиться не хотим, потому и разделяем выдумки, которые предлагают нам самым причудливым путем избавиться от зла и всего негативного, что бывает в жизни», – сказал священник.
Он посоветовал людям, поверившим тем, кто распространяет «иерусалимский хлеб», помнить, что «источник всякого суеверия – враг рода человеческого».
Источник: Религия и СМИ


В Архангельской области распространяют идоложертвенную пищу: так называемый «иерусалимский хлеб»…
Те верующие, которые сознательно или неосознанно принимают участие в этом языческом деянии, совершают большой грех, достойный справедливого наказания. Всем верным чадам Русской Православной Церкви следует чаще повторять об этом себе и просвещать ближних, не забывая, что отец всякого раскола, пресекающего любовь, мир и согласие в Церкви – лукавый…
В Архангельской и Холмогорской епархии женщины «православного вида» распространяют среди жителей сел и деревень области так называемый «Иерусалимский хлеб». Об этом корреспонденту Интернет-газеты «Православие на северной земле» сообщил настоятель Свято-Троицкого храма села Кречетово иерей Владимир Логинов.
По его словам, недавно в Каргопольском районе во многих храмах прихожане рассказывали духовенству, что некие женщины «православной внешности» распространяли среди жителей сел и деревень так называемый «иерусалимский хлеб». Вместе с ним доверчивые люди получали листовку, в которой были описаны «чудодейственные» свойства этого хлеба и инструкция по его применению. В частности, в листовке написано, что тесто и хлеб распространяются по благословению, правда, неизвестно какому. Резать хлеб нельзя, а прием в пищу спасает от многих болезней и даже снимает сглаз и порчу.
«Очевидно, что этот „хлеб“ к благословению Православной Церкви не имеет ни какого отношения. Для воцерковленных православных христиан подобные попытки ввести в заблуждение бессмысленны. Однако, для невооцерковленных и новоначальных это большой соблазн», – отметил отец Владимир.
"Как правило, предлагают не сам хлеб, а рецепт изготовления теста. Судя по всему «иерусалимский хлеб» попал и в Архангельск, об этом мне говорил настоятель Свято-Ильинского кафедрального собора отец Владимир Кузив. Огромная просьба ко всем верующим не поддаваться искушению, быть обманутыми «доброжелателями», – подчеркнул собеседник газеты.
В последнее время в Архангельской области активизировали свою деятельность религиозные секты различной природы и происхождения. Помимо них в южных благочиниях епархии действуют и собирают силы раскольничьи группы. Тем и другим на руку явления подобные этому. По сути своей, вкушение так называемого «иерусалимского хлеба» и вера в его «чудодейственные и целебные свойства» есть идоложертвенное поклонение твари, а не Творцу. Те верующие, которые сознательно или неосознанно принимают участие в этом языческом деянии, совершают большой грех, достойный справедливого наказания. Всем верным чадам Русской Православной Церкви следует чаще напоминать об этом себе и просвещать ближних, не забывая, что отец всякого раскола, пресекающего любовь, мир и согласие в Церкви – лукавый.
Источник: ИА «Двина-Информ»


В Ростове на Дону появилось широко распространенное суеверие про монастырский хлеб
В Москве он назывался «хлеб из Иерусалима». Это одно из самых распространенных суеверий, не имеющих отношения к христианству.
В Ростове появился хлеб «из Почаевского монастыря». Его вам не предложит продавец в булочной: однажды кто-нибудь из соседей или знакомых принесет чашку с содержимым непонятного цвета и передаст записку.
В сосуде – закваска, а на листке написано, как приготовить из нее этот самый хлебушек. Читаешь и диву даешься – рецепт так похож на пресловутое «Письмо счастья»! Якобы «хлеб снимает порчу и приносит благополучие в тот дом, где его выпекают». Правда, необходимо не только самому откушать выпечку, но еще и обязательно отдать кому-нибудь три части теста.
Корреспондент «Вечернего Ростова» обратилась к настоятелю храма Казанской иконы Божией Матери, члену Клуба друзей «Вечернего Ростова» отцу Димитрию, с вопросом: как относиться к такому «монастырскому хлебу»?
– Никак, – ответил отец Димитрий. – Лучше его просто игнорировать, ведь это чистой воды суеверие!
«Гостинец» из Почаевского монастыря не имеет ничего общего с православной верой и просфорами – небольшим круглым хлебом, который используется в богослужении. Вкушая его, верующий должен думать не о личном благополучии, а о единении с Богом.



Закваска для хлеба без дрожжей


В хорошо составленной диете важное место занимают крупы и другие злаковые продукты, в том числе хлеб, которые являются источником ценных питательных веществ. В наших краях, традиционный и популярный источник клетчатки, белка, крахмала, витаминов группы В и микроэлементов – это хлеб.



Хлеб на закваске


Автор фото Ленка-05 форум http://forum. hlebopechka. net


Что такое закваска, и откуда берется кислый вкус?


Можно сказать, что от качества хлеба в значительной степени зависит наше здоровье. Между тем, на рынок поступает все больше и больше выпечки с участием разных добавок, улучшителей и наполнителей. Эта выпечка не только неприятна на вкус, слишком воздушна или ароматизирована, но иногда содержит опасные компоненты. Вред хлеба для организма человека тогда становится очевидным.


Вместе с тем, домашнее производство, использование заквасок позволит нам испечь полезную выпечку, в качестве и составе которой мы можем быть уверены на 100%.


Закваска для хлеба в домашних условиях состоит из полезных и дружественных бактерий, молочной кислоты, из которых после брожения хлеб берет полезные вещества. Природная ферментация, вызванная молочнокислыми бактериями, устраняет канцерогенные соединения, и стимулирует иммунную систему. В свете современных знаний о питании, закваска для домашнего хлеба, которая основана на диких дрожжах, может стать частью нашей ежедневной диеты.


Закваска для хлеба является средством для подъема и подкисления теста. Она представляет собой сообщество различных крошечных микроорганизмов, которые зависят друг от друга и защищают друг друга. Такие общины присутствуют в нашей среде часто и в больших количествах. В кефире, квашеной капусте и т. д, в них содержатся различные бактерии и дрожжи.


Из чего состоит закваска для выпечки хлеба?


Самыми важными ее компонентами являются:



  • бактерии, ответственные за производство молочной кислоты;

  • другие полезные бактерии, которые живут с ними в симбиозе;

  • дикие дрожжи, которые работают подобно дрожжам, произведенным в промышленных условиях, они производят углекислый газ в тесте, благодаря которому тесто растет.


Хлеб на дрожжах промышленного производства на закваске имеет несколько отличный вкус. Хотя иногда пытаются подделать эту «кислинку», добавляя в хлеб, произведенный на промышленных дрожжах обычный уксус.


Какие бывают закваски?


Закваски могут значительно отличатся друг от друга. Культуры микроорганизмов в зависимости от вида муки и зерна, от региона в котором они выращены будут разными. Секрет заключается в наличии микроорганизмов, которые расположены под оболочкой зерна и в воздухе. Вы не можете сравнивать закваску, выращенную в одной части страны с таким же продуктом, по тому же рецепту, но из продуктов, выращенных в противоположной ее части. Отличия будут существенные. Одно можно сказать наверняка: каждая закваска для ржаного хлеба или пшеничного, а может быть для кукурузного является уникальным продуктом, имеет свои таинственные свойства, и каждая выведенная нами культура заслуживает того, чтобы развивать и культивировать ее.


Итак, основные виды этого продукта:



  • хмелевая закваска для хлеба,

  • ржаная закваска для хлеба без дрожжей,

  • пшеничная закваска для хлеба,

  • закваска для хлеба без дрожжей вечная,

  • закваска для хлеба на кефире,

  • монастырская закваска для хлеба,

  • и многие другие виды.


Как сделать закваску для хлеба и почему не стоит бояться ее?


Почему в хлеб из ржаной муки стоит добавлять закваску? Если кто-то уже пытался испечь 100%-ный ржаной хлеб на дрожжах, он убедился, что это, к сожалению, очень сложно. Даже если ржаная мука является лишь частью рецепта и применяется в смеси с пшеничной, использование ее для выпечки – это трудная задача. Начинающим пекарям лучше работать с изделиями из пшеничной муки. Пшеничная мука имеет много белка, отвечающего за клейковину, которая держит всю структуру теста. Таким образом, из пшеничной муки легко сформировать буханку, которая спокойно держит форму, в то время как изделия из ржаной муки лучше всегда выпекать в форме для выпечки.


Ржаная мука содержит меньше клейковины. Кроме того, рожь содержит ферменты, которые мешают созданию определенной структуры теста. Добавление подкисленного теста поможет ингибировать этот процесс. В процессе подкисления участвуют бактерии, ответственные за производство молочной и уксусной кислоты. Культура «кислых» микроорганизмов в тесте из ржи размножается очень охотно. Таким образом, закваска из ржи самая кислая из всех вариантов.


Таким образом, тому кто хочет испечь хлеб с преобладанием в составе ржаной муки, лучше подойдет самостоятельно приготовленная закваска для ржаного хлеба в домашних условиях. Ржаной хлеб, который пекут только с добавлением дрожжей, плотный и более беден во вкусе. Другими словами, ржаная мука обязательно требует подкисления. Пшеничная мука этого не требует, но подкисление также возможно. Пшеничный хлеб на закваске гораздо более ароматный и свежим сохраняется гораздо дольше, чем изготовленный только с помощью дрожжей.


Как приготовить закваску для хлеба?


В настоящее время закваску для хлеба купить вовсе не сложно продается даже сухая закваска для хлеба. Однако и своими руками создать этот продукт в домашних условиях очень просто. Все, что для этого нужно, мы, как правило, имеем в домашних условиях, это мука и вода. Мука должна быть неочищенной и вода качественной не хлорированной, можно взять минеральную.


Ниже описаны несколько методов как сделать закваску для домашнего хлеба:



  1. Основной и самый старый рецепт закваски для хлеба. Наши прабабушки делали закваску, наливая теплую воду в глиняные горшки с ржаной мукой, смесь оставляли на 3 дня. После тщательного размешивания добавляли свежие порции муки и воды и через сутки после этого, готова закваска для хлеба без дрожжей.

  2. Еще один старый способ, как сделать закваску для хлеба без дрожжей, это добавлять муку и воду порциями каждые 24 часа. Горстку муки лучше грубого помола около 100 г весом надо тщательно перемешать с теплой водой, чтобы получить достаточно густую пасту по консистенции как тесто для блинов или сметана. Это все оставляем в теплом месте, в идеале рядом с обогревателем. Каждые 12 часов эту суспензию надо тщательно перемешать, так, чтобы показались пузырьки воздуха, затем накрываем крышкой и даем постоять еще раз в покое. Каждый день надо добавить горсть муки и немного воды до консистенции, как указано выше, и так продолжать в течение 4-5 дней.


Температурный режим


Чтобы приготовить домашнюю закваску для хлеба следует соблюдать соответствующий температурный режим. Оптимальная температура для роста полезных микроорганизмов находится между 25 и 30 °С, в некоторых источниках указано, что до 33-35 °С. При более низкой температуре заквашивание занимает больше времени, иногда совершенно не получается, при температуре выше 35-40 °С ферментация остановится, а при еще более высокой она может испортиться.


Закваска для бездрожжевого хлеба как хранить?


Свежевыращенную закваску можно использовать сразу для выпечки, оставляя небольшое количество (50-100 г), которое будет стартовой смесью для производства следующей закваски. Ее хранят в холодильнике в стеклянной банке, слегка покрытой тканью или салфеткой, которая попускает воздух. Не закрывайте банку герметично пакетом или крышкой.


Домашняя закваска для хлеба без дрожжей, какие проблемы могут возникнуть?


Частая проблема, с которой сталкиваются начинающие хлебопеки – это слишком низкая температура в квартире. Летом это не проблема, можно поставить емкость на солнечной стороне окна (но не на прямые солнечные лучи), а зимой можно разместить ее возле обогревателя, укутав в одеяло, установить под лампой.


Смесь, которую оставили в тепле, начинает наполняться нежными пузырьками и получается более кислой. Пузырьки, однако, не должны быть всегда хорошо видны, это зависит от типа и количества бактерий, которые размножаются в смеси. При образовании надлежащей кислотности, внешние признаки спадают, и ферментация приостанавливается.


Это также является причиной беспокойства для менее опытных пекарей: «моя закваска так красиво пузырилась, а теперь успокоилась – что с ней случилось?». Абсолютно ничего, это нормально.


Начинающих, а также опытных пекарей, беспокоит состояние закваски. Оценка может быть основана по внешнему виду, запаху и текстуре.


Запах закваски зависит от используемой муки. Непросеянная ржаная мука пахнет довольно интенсивно. Когда процесс брожения стабилизируется, запах будет улучшаться. Он может быть похожим на запах творога, цитрусовых или яблок.


Может случиться, что пузырьки образуются слишком интенсивно или наоборот совершенно медленно, или выделяется кислый запах (это часто бывает с ржаной мукой), или может быть слегка фруктовый запах. Слабый запах уксусной кислоты не сигнализирует о проблемах, а также является вариантом нормы. Также нормальным является немного слабый запах спирта или ацетона (особенно, когда банка стояла долго в холодильнике). Во всех этих случаях существует единый принцип: пока наша закваска не пахнет совсем плохо, мы можем предположить, что это нормально.


Цвет закваски может варьировать от светло-бежевого до коричневого, что также зависит от типа используемой муки и возраста теста:



  • бездрожжевая закваска для домашнего хлеба из пшеничной муки, а также совсем молодая имеет ярко-оранжевый цвет;

  • закваска для хлеба из ржаной муки, особенно из свежесмолотого цельного зерна темнее.


Если цвет не меняется на красный, зеленый, синий или черный, не покрывается «волосами», и не плесневеет, мы можем предположить, что это хороший продукт.


Кроме того, нормальным считается расслоение жидкостей, а также легкий, желтоватый или почти белый налет на поверхности.


Эти все симптомы, которые беспокоят нас, как правило, исчезают после добавления свежей муки и воды.


Конечно, есть много методов культивирования закваски. Описанный выше способ, то есть включающий только муку и воду, является наиболее эффективным и безопасным. Эти методы применяли наши бабушки в течение многих лет, а именно: мука, вода и воздух – это все, что нам потребуется. Таким образом, никогда не накрывайте банку герметично, лучше покрыть ее марлей или чистой тканью.


Что делать, если брожение идет плохо?


Иногда, однако, брожение протекает вяло, появляются пузырьки, но их очень мало. Тогда вы должны помочь и на третий день брожения, при кормлении, выбросить половину старой смеси, а в остальную добавить свежие порции муки и воды. Это должно оживить ее.


Если мука и вода, несмотря на наши усилия, не бродят самостоятельно, введите в брожение компоненты, которые активируют ферментацию. Есть источники, которые рекомендуют использование разнообразных природных ускорителей. Для тех, кто имеет вышеуказанные проблемы, вы можете использовать их, чтобы помочь брожению:



  • сахар,

  • пахту,

  • мед,

  • воду, в которой был замочен изюм.


Бывает, однако, что брожение происходит не должным образом, и в терпеливо выращиваемую в течение несколько дней суспензию попадают чужеродные микробы, образующие на поверхности слой плесени. Тогда выбросите ее, не жалея. Используемую банку рекомендуется мыть в горячей воде, ополоснуть кипятком, высушить ее и попробовать еще раз с новой мукой.


Выпечка на закваске является здоровой?


Оболочка зерна содержит много минералов, таких как магний, цинк и другие. Эти минералы более легко поглощаются организмом человека после подкисления, вот в чем польза такого хлеба для организма. Готовая закваска для хлеба в хлебопечке или мультиварке может использоваться без проблем.


Приготовление закваски для хлеба возможно только из ржаной муки?


Абсолютно нет. Во Франции, очень популярна выпечка на закваске из пшеницы, например, она используется для весьма распространенного французского хлеба Пэн Дэ-Кампань и выпечки багетов. В Соединенных Штатах существует также традиция выпечки хлеба на пшеничной закваске, и даже в Африке используется заквашенное тесто для выпечки кукурузных лепешек.


Делать ржаную закваску для хлеба более популярно в странах Центральной Европы и Скандинавии. Когда мы говорим о типичном вкусе заквасочного хлеба, мы считаем, что используется подкисшее тесто из ржаной муки, потому что оно дает тесту специфический вкус. При подготовке теста, вы можете добавить любое количество пшеничной муки.


Ржаная закваска для хлеба рецепт на 60 часов


Этот рецепт закваски для хлеба без дрожжей найден в Бельгии, хотя там она была сделана из пшеницы, но автор рекомендует сделать ее из ржи этим методом.


Первый этап на первый день в 20:00 вечера


Как делать закваску для хлеба? Для начала 50 г ржаной муки надо смешать с 50 г воды, размешать и оставить в теплом месте (26 °C) в течение 24 часов.


Второй этап – второй день в 20:00 вечера


Через 24 часа добавляем к смеси следующие ингредиенты:


100 г ржаной муки + 100 мл воды + 20 г сахара. Все перемешать и оставить в теплом месте (26 °C) в течение 24 часов. После добавления сахара, через 12 часов закваска вырастет в 3 раза, будет пахнуть кислым, но приятно. После 24 часов она может опасть.


Третий этап - на третий день в 20:00 вечера


Для этой стадии надо добавить следующие ингредиенты:


100 г ржаной муки + 100 мл воды. Перемешать и оставить в теплом месте (26 °C) в течение 12 часов.


Закваска в количестве 500 г должна быть готова на четвертый день утром в 8:00.


100 г оставьте для дальнейшего разведения, и пеките хлеб с 400 г муки, лучше смешать смешанный пшенично-ржаной или ржаной хлеб на закваске.


Рецепт закваски для бездрожжевого хлеба из пшеницы (французская закваска)


Первый день. Перемешать 50 г муки из цельной пшеницы с 150 мл теплой воды, таким образом, чтобы получить смесь, имеющую консистенцию блинного теста. Оставить в теплом месте при 25-30 °C, покрыть тканью.


Второй день. На второй день уже можно заметить первые признаки брожения. Природные дрожжи должны начать работать. Вы должны добавить еще 100 г муки и 100 мл теплой воды и хорошо перемешать, накрыть снова и дать постоять в теплом месте.


Третий день. Закваска для хлеба на муке почти готова. На поверхности через слегка высушенный темный верхний слой пробиваются много пузырьков. Все надо хорошо перемешать. При перемешивании можно почувствовать хорошо ощутимый кисловатый запах. Добавить еще 100 г муки и 100 мл воды и хорошо перемешать еще раз.


Четвертый день – Французская закваска готова. Вы можете увидеть многочисленные пузырьки на поверхности и почувствовать слегка кислый запах, который она выделяет. Таким образом, мы получили ее приблизительно 600 г, она уже может быть использована, чтобы испечь из нее хлеб. Вы можете в дальнейшем использовать ее в рецепты хлеба на закваске для хлебопечки, а также для выпечки хлеба формового и подового в духовке.








style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-6667286237319125"
data-ad-slot="5736897066">

Комментариев нет:

Отправить комментарий