среда, 6 сентября 2017 г.

Расположение рецепторов статического равновесия, динамического равновесия





Анализ устойчивости равновесия статического положения


Устойчивым называется состояние, при котором заданный закон движения (или равновесия) не изменяется в течение некоторого заданного промежутка времени. Устойчивым может быть не только равновесие, существуют и динамически устойчивые процессы.
В механике различают следующие виды устойчивости равновесия твердого тела:


Устойчивым называется равновесие, при нарушении которого ОЦТ тела повышается, то есть увеличивается запас потенциальной энергии тела. В устойчивом положении будет находиться гимнаст в висе на кольцах или рука, свободно висящая в плечевом суставе. При сколь угодно малом отклонении от положения равновесия в этом случае возникает момент силы тяжести (момент устойчивости Муст = Р*Dh), возвращающий тело в прежнее положение.


Неустойчивым называется равновесие, при нарушении которого ОЦТ тела понижается, то есть запас потенциальной энергии тела уменьшается. При сколь угодно малом отклонении от положения равновесия в этом случае тоже возникает момент силы тяжести М= P*h, но это будет уже не удерживающий, а опрокидывающий момент, который все дальше будет отклонять тело от положения равновесия.


Безразличное равновесие характеризуется тем, что при любом положении тела состояние равновесия не нарушается, а высота положения ОЦТ над площадью опоры остается постоянной, то есть остается постоянным запас потенциальной энергии тела. Примером безразличного равновесия может служить положение мяча на горизонтальной плоскости. В спортивной практике примеров неустойчивого и безразличного равновесия практически не существует.


Как в механике твердого тела, так и в биомеханике физических упражнений, как правило, мы встречаемся с равновесием, когда имеется площадь опоры. При незначительном отклонении тела от положения равновесия (положение II) ОЦТ повышается, запас потенциальной энергии увеличивается, возникает момент силы тяжести М = P*d, стремящийся возвратить тело в положение I (момент устойчивости). Налицо имеются все признаки устойчивого равновесия. Но это продолжается лишь при отклонении тела до определенных границ - пока линия действия силы тяжести не дойдет до края площади опоры (положение III). При дальнейшем отклонении тела возникают уже все признаки неустойчивого равновесия: ОЦТ понижается, возникает опрокидывающий момент силы тяжести.


В рассматриваемом случае мы имеем дело с ограниченно - устойчивым равновесием, с которым мы встречаемся в большинстве видов физических упражнений.
Угол a, на который надо повернуть тело, чтобы перевести его из устойчивого положения в неустойчивое, называется углом устойчивости. Углом устойчивости называется угол, образованный двумя лучами, один из которых проводится из ОЦТ вертикально вниз, а второй - из ОЦТ к крайней точке опоры. Угол устойчивости будет тем больше, чем больше будет площадь опоры и чем ниже будет расположено ОЦТ. Физический смысл угла устойчивости состоит в том, что он показывает нам, на какой угол надо повернуть тело до начала потери устойчивости. Внутри же зоны угла устойчивости любое отклонение тела от состояния равновесия приведет к его восстановлению.


Угол устойчивости, отражая способности тела возвращаться к первоначальному положению равновесия при прекращении действия на тело сил, нарушающих это равновесие, является динамическим показателем устойчивости равновесия. Чем больше будет угол устойчивости, тем выше будет степень устойчивости равновесия как способности тела восстанавливать состояние равновесия при его нарушении. Этот показатель удобен для сравнения степени устойчивости одного тела в разных направлениях. Сумма двух углов устойчивости в одной плоскости называется углом равновесия. Он характеризует запас устойчивости в этой плоскости, то есть определяет размах перемещений центра тяжести до возможного опрокидывания в ту или другую стороны.
Показателем же статической устойчивости, то есть способности тела сопротивляться нарушению его равновесия, является коэффициент устойчивости. Коэффициент устойчивости равен отношению момента устойчивости к опрокидывающему моменту. Опрокидывающий момент создается силой Fопр, действующей на плече h: Мопр = Fопр*h.
Момент устойчивости относительно точки опрокидывания О создается силой тяжести Р, действующей на плече a: Муст = P*a.


Равновесие тела будет возможно в том случае, если равнодействующая R сил Fопр и Р будет пересекать плоскость опоры внутри опорного контура. Если же равнодействующая R пройдет справа от точки О, то она будет создавать опрокидывающий момент и равновесия не будет.
Для равновесия тела необходимо, чтобы коэффициент устойчивости был равен или больше единицы


Таким образом, механическими критериями ограниченно - устойчивого равновесия являются:


1) площадь опоры в направлении потери устойчивости;
2) высота ОЦТ над опорной площадкой;
3) положение проекции ОЦТ по отношению к опорному контуру.


Статическим показателем устойчивости равновесия является коэффициент устойчивости, а динамическим - угол устойчивости. Понятие устойчивости равновесия намного усложняется, если речь идет не о твердом теле, а о теле человека.


В процессе выполнения физических упражнений человек может изменять площадь опоры, изменять взаимное расположение звеньев тела, то есть изменять позу, а тем самым изменять высоту ОЦТ над опорой и положение проекции ОЦТ по отношению к опорному контуру. Все это приводит к изменению таких механических показателей устойчивости равновесия, как коэффициент устойчивости и угол устойчивости. Главное же состоит в том, что в живых системах (тело человека) уравновешивание происходит не пассивно, а при активном участии мышечных сил - сил биологического происхождения.


Сохранение равновесия биомеханической системы в том или ином статическом положении представляет из себя сложнейшую регуляторную задачу, в решении которой принимает участие, помимо нервномышечной системы, зрение, вестибулярный аппарат, тактильная чувствительность и др.


За счет сложнейшего процесса регулирования своих мышечных усилий человек выполняет компенаторные и амортизирующие движения, способствующие сохранению и восстановлению равновесия. Будет точнее сказать, что при сохранении положения тела нет абсолютной статической устойчивости. Мы уже отмечали, что тело человека ни когда не находится в состоянии абсолютной статики из-за дыхательных движений, перистальтики кишечника, циркуляции крови и других процессов, ведущих к перемещению масс.
Резервы же сохранения равновесия - динамическое уравновешивание в каждом сочленении. Тело человека является многозвенной системой с таким расположением звеньев, что почти относительно всех суставов имеются статические моменты (момент сил тяжести звеньев тела). Равновесие тела будет обеспечено в том случае, если статические моменты всех его звеньев будут уравновешены мышечными моментами. Например, в основной стойке проекция ОЦТ расположена на »8мм сзади от тазобедренного сустава, на »9мм спереди от коленного сустава и на »40мм спереди от голеностопного сустава.


Таким образом, парциональные статические моменты вышележащих звеньев тела направлены на разгибание тазобедренного и коленного суставов и тыльное сгибание в голеностопном суставе. Тем не менее эти суставы не находятся в положении максимального разгибания. Очевидно, этому препятствует упругая тяга растянутых сгибателей. В условиях покоя напряжение мышц обусловлено не активностью двигательных единиц, а их собственно упругими свойствами. Срабатывает безусловный рефлекс на растяжение. Сигнализация об изменениях в положении звеньев, образующих сустав, связана с ответами трех групп рецепторов:


1) окончаний Гольджи, расположенных в суставных связках (они сигнализируют об изменении величины суставного угла);


2) окончаний Руффини (они сигнализируют о скорости и направлении изменения суставного угла);


3) телец Фатер - Пачини, лежащих в суставной капсуле.


Если бы линии действия сил тяжести проходили через ось сустава, то энергетически уравновешивание было бы выгодное, но поддерживать, регулировать равновесие было бы труднее, так как в этом случае мышца лишь блокировала бы, фиксировала бы сочленение, а растяжения мышц, связок, сумок не было бы, а следовательно, не было бы стимуляторов, включающих рефлекторную регуляцию.


Картина уравновешивания усложняется тем, что постоянное взаимное смещение звеньев тела друг относительно друга меняет величину статических моментов.
По существу при стоянии мы имеем дело с динамическим равновесием, характер которого определяется не только механическими факторами, а зависит, главным образом, от функции систем, осуществляющих его регуляцию.


Устойчивость тела определяется не только механическими факторами. Можно так подобрать механические параметры устойчивости, что они будут одинаковы и в стойке на ногах, и в стойке на руках. Но биологически равновесие в стойке на руках значительно труднее, так как теряются привычные внутренние связи, ориентации звеньев относительно гравитационного поля. Все это затрудняет привычную нервно - мышечную регуляцию равновесия, а также деятельность других регуляторных систем (вестибулярных, зрительных, тактильных анализаторов).
Оценка степени устойчивости статического положения играет важную роль в биомеханическом анализе физических упражнений. Как уже отмечалось, статическое положение часто является начальным, исходным положением для выполнения дальнейшей двигательной программы. Да и любая смена направления движения спортсмена проходит мгновенную статическую позу. Недостаточная или, наоборот, чрезмерная степень устойчивости подчас нарушает программу двигательной задачи.
При оценке степени устойчивости статического положения необходимо учитывать его целевой характер. Формулирование цели является одной из методологических задач современных исследований.


Например, целью статического положения "Старт" (в легкой атлетике, плавании и др. спортивных специализациях) является перевод механической системы (тело человека), находящейся в состоянии равновесия, в другое механическое состояние с минимальными энергозатратами, а также обеспечение необходимых параметров движения (траектории, скорости, ускорения) при последующем перемещении. Поэтому и запас устойчивости положения "Старт" должен быть минимальным в направлении движения.



Равновесие тела



Рис. 1. Плоскость опоры тела при вольном стоянии: S — точка, соответствующая проекции общего центра тяжести. Рис. 2. Восстановление равновесия тела путем компенсирующего изменения деятельности мышц ног при наклоне туловища вперед. Проекция центра тяжести (вертикальная линия) возвращена в прежнее положение на плоскость опоры.


Равновесие тела — состояние покоя тела относительно какой-либо системы отсчета, в частном случае — неподвижность тела относительно окружающей его среды. Равновесие тела бывает статическим и динамическим. При статическом равновесии тела проекция общего центра тяжести тела находится внутри площади опоры (рис. 1). При ходьбе, беге, катании на коньках и т. п. динамическое равновесие тела достигается путем балансирования, т. е. подведением площади опоры под сместившуюся проекцию центра тяжести тела (рис. 2).
В поддержании состояния равновесия тела принимает участие целый ряд сложных систем. Важная роль принадлежит вестибулярному аппарату. Его рецепторная часть расположена во внутреннем ухе и состоит из мешочков преддверия и трех полукружных каналов. При возбуждении вестибулярного аппарата происходит раздражение волосков чувствительного эпителия. Возникающие импульсы передаются по вестибулярному нерву в мозг. В процессе поддержания равновесия тела вестибулярная система осуществляет тесное взаимодействие со зрительным аппаратом. Оба эти аппарата (вестибулярный и зрительный) имеют обширные двусторонние связи с мозжечком. Мозжечок также является очень важным иннервационным звеном в сохранении равновесия тела. Большую роль играют многочисленные рецепторы мышц, сухожилий, суставов и кожи, и прежде всего механизмы мышечного тонуса. а также проприоцептивные рефлексы. Координация всех этих механизмов, обеспечивающих равновесие тела, происходит на разных уровнях нервной системы — в спинном мозге, стволе мозга и в коре больших полушарий.
Равновесие тела исследуется многочисленными методами. К их числу принадлежит метод стабилографии — регистрация перемещений проекции общего центра тяжести по площади опоры. Равновесие тела нарушается при самых различных заболеваниях: поражениях вестибулярного аппарата, мозжечка, поражениях спинного мозга и т. п.


Равновесие тела — неподвижность его относительно окружающей среды; в узком смысле — сохранение определенного (например, вертикального) положения.
Согласно положениям статики равновесие тела человека при вертикальной стойке относится к неустойчивому типу, так как общий центр тяжести тела лежит выше площади опоры. При стоянии площадь опоры заключена внутри поверхности, образованной наружными контурами обеих стоп и линиями, соединяющими их переднюю и заднюю крайние точки. Равновесие тела сохраняется до тех пор, пока вертикаль (проекция), опущенная из общего центра тяжести тела, не выходит за пределы площади опоры (статическое равновесие тела). Если проекция общего центра тяжести вышла за пределы площади опоры, то восстановление равновесия тела возможно только путем балансирования, т. е. подведения площади опоры под сместившуюся проекцию общего центра тяжести (динамическое равновесие тела). Такой вид равновесия тела имеет место при всех видах перемещений — ходьбе, беге, катании на коньках, велосипеде и т. д. При спокойном стоянии вертикаль через общий центр тяжести тела (рис. 1, нижняя стрелка) проходит впереди осп голеностопных суставов (на 4—5 см) и оси коленных суставов (на 0,5—1,5 см) и позади оси тазобедренных суставов (на 1—3 см), а вертикаль через центр тяжести верхней половины тела (рис. 1, верхняя стрелка), находящейся над осью тазобедренных суставов, проходит впереди позвоночного столба (на 1—2 см кпереди от IV поясничного позвонка). Таким образом, вес тела создает статические (опрокидывающие) моменты сил относительно ряда суставов: действие силы тяжести тела направлено на разгибание в тазобедренных и коленных суставах, на сгибание в голеностопных суставах и переднее сгибание туловища и т. д.
Сохранение статического равновесия тела возможно в том случае, если суммарному опрокидывающему моменту, создаваемому силой тяжести тела и другими внешними
силами, противодействует равный по величине и противоположный по направлению уравновешивающий (фиксирующий) момент, создаваемый внутренними (мышечными) силами. Чем больше статический (опрокидывающий) момент действует на данный сустав, тем большее усилие должны развивать мышцы этого сустава для фиксации положения. Как показывает регистрация электрической активности мышц, распределение мышечных усилий при сохранении вертикальной позы соответствует биомеханическим особенностям этого положения тела, т. е. соответствует величинам и направлению моментов сил тяжести, действующих на суставы. Так, наибольшая активность обнаруживается у мышц — разгибателей голеностопных суставов, в которых статический момент силы тяжести имеет наибольшую величину. Вместе с уменьшением статических моментов в более высоко расположенных коленных и тазобедренных суставах убывает и степень электрической активности мышц (рис. 2).
Даже при нарочито неподвижной позе происходят постоянные взаимные смещения звеньев тела относительно друг друга (например, в связи с актом дыхания и другими причинами), изменяющие статические опрокидывающие моменты, что приводит к необходимости непрерывного динамического приспособления соответствующих уравновешивающих мышечных моментов. Этот динамический процесс находит свое отражение в колебаниях тела, которые можно зарегистрировать непосредственно (кефалография) или косвенно по перемещению проекции общего центра тяжести по опорной площадке (стабиллография). Сложный характер стабиллограммы (рис. 3) отражает деятельность многоуровневой системы регуляции вертикальной позы человека, включающей различные отделы нервной системы.
Основным рабочим механизмом сохранения позы является спинальная система проприоцептивного рефлекса на растяжение, обусловливающая позный тонус. Рецепторами этого рефлекса служат расположенные в мышцах мышечные веретена, импульсация которых усиливается при растяжении мышцы. Импульсация от мышечных веретен оказывает рефлекторное возбуждающее действие на мотоневроны как собственной мышцы, так и мышц-синергистов. В рефлекторном позном тонусе можно выделить два компонента: статический, определяющий фоновую активность позных мышц, и динамический, обусловливающий непрерывную коррекцию малейших нарушений позы. В соответствии с этим система рефлекса на растяжение включает два типа рецепторов — первичные (динамические) и вторичные (статические) окончания мышечных веретен и два типа мотоневронов — быстрые (фазические) и медленные (тонические), связанные с быстрыми и медленными мышечными волокнами. Уровень активности системы рефлекса на растяжение и его чувствительность к изменениям позы настраивается и регулируется высшими отделами ЦНС в соответствии с информацией, которую эти отделы получают от двигательного, кожного, вестибулярного, зрительного анализаторов.


В системе двигательного анализатора (см. Движения) для сохранения равновесия тела, помимо афферентации от мышечных рецепторов, существенную роль играет также афферентация от рецепторов суставно-связочного аппарата, сигнализирующая о направлении и скорости изменения суставного угла. Особое значение имеет афферентация от рецепторов суставно-связочного аппарата шейного отдела позвоночника, влияющая на перераспределение рефлекторного тонуса мышц конечностей и туловища в соответствии с изменениями положения головы [шейно-тонические рефлексы (см. Магнуса—Клейна рефлексы)]. Аналогичную роль играет афферентация от рецепторов вестибулярного аппарата (см.), обеспечивающая анализ положения и перемещения головы в пространстве и осуществление в ответ на действие адекватных раздражителей (ускорение, изменение силы тяжести) тонических рефлексов, в том числе статических, включающих рефлексы позы с лабиринта на конечности, шею и туловище, и статокинетических, а также вегетативных реакций. Нарушения равновесия тела, которые наблюдаются в клинике при поражениях мозжечка (см.), по-видимому, связаны со значением последнего в координации проприоцептивных и вестибулярных позных рефлексов.
Участие зрительного анализатора в сохранении равновесия тела связано, с одной стороны, с обеспечением зрительной ориентировки положения тела по отношению к окружающим предметам, а с другой,— с общим действием света как одного из важнейших факторов, определяющих уровень активности ЦНС. В связи с этим закрывание глаз приводит к возрастанию амплитуды колебаний тела, увеличивающейся также при надевании светонепроницаемых очков или при исследовании в затемненном помещении (В. С. Гурфинкель). Когда испытуемый находится в позе Ромберга (см. Ромберга симптом) — со сдвинутыми стопами, площадь опоры уменьшается, а вытянутые вперед руки создают большой опрокидывающий момент, что предъявляет повышенные требования к системе регуляции позы. В этих условиях закрывание глаз, вызывая дополнительные колебания тела, может приводить к явному нарушению равновесия тела и даже падению.


Рис. 2. Уровень электрической активности мышц при удобном стоянии (в порядке убывания обозначен зачернением, штриховкой, точками и крестиками): 1— вид спереди; 2— вид сзади.
Рис. 3. Стабиллографическая регистрация колебаний общего центра тяжести тела человека в вертикальной позе.



Равновесием называется способность тела сохранять свое устойчивое положение как в движении, так и в состоянии покоя. Существуют два вида равновесия - статическое и динамическое. Статическое равновесие определяет устойчивость неподвижного тела, например спокойно стоящего на месте человека. Динамическим равновесием обладает тело, движущееся с постоянной линейной или угловой скоростью. Поскольку на все тела в природе воздействует сила тяжести, примеры динамического равновесия в повседневной жизни встретить почти невозможно. Практическим проявлением динамического равновесия можно назвать равновесие в движении, например при беге или прыжках.
ИСТОЧНИКИ РАВНОВЕСИЯ
Источники равновесия можно рассматривать с точки зрения двух различных областей науки: физиологии и биомеханики человека.
Физиологические источники
Равновесие возникает при устойчивом положении тела. Выстроив по одной линии ноги, бедра, позвоночник и голову, вы приобретаете стабильное вертикальное положение. За сохранение равновесия тела отвечают специальные органы чувств, помогающие определить, насколько надежное и стабильное положение занимает тело.
Наиболее важным условием для сохранения равновесия является наличие визуального сигнала. При помощи зрения можно мгновенно определить положение тела относительно земли. Чтобы проверить важность роли визуального сигнала, попробуйте закрыть глаза и встать на одну ногу. Вы почувствуете, что ваше тело начинает покачиваться, а руки инстинктивно расставляются в стороны.
Для сохранения равновесия служат также и осязательные сигналы. В подушечках ступней расположена разветвленная сеть чувствительных датчиков. Реагируя на изменения давления находящейся под ними земли, они посылают соответствующую информацию об этом в мозг, что дает возможность быстро менять положение тела для сохранения равновесия. Для проверки работы этих датчиков встаньте одной ногой на какую-либо мягкую поверхность, например, матрас или толстый гимнастический мат. Как только поверхность, на которой вы стоите, прогнется под вашим весом, ваше тело сразу же слегка изменит положение, реагируя на сигналы, поступающие из подушечек ног.
Наконец, важным органом, контролирующим равновесие, является вестибулярный аппарат, расположенный во внутреннем ухе. Он состоит из двух видов рецепторов: полукруглых каналов, отвечающих за угловые движения, и так называемых отолитов, регулирующих линейные движения. Вестибулярный аппарат контролирует положение головы в пространстве (вертикальное или перевернутое) и внезапные изменения направления движения. Главной его функцией является сохранение равновесия.
Благодаря высокой чувствительности вестибулярного аппарата центральная нервная система имеет возможность корректировать положение тела в пространстве иногда даже до момента потери равновесия. Вестибулярный аппарат, кроме того, контролирует? восстановительный рефлекс. используемый при дезориентации прежде прочих сенсорных и двигательных систем.
Восстановительный рефлекс отвечает за вертикальное положение тела. Принимая сигналы от зрительных и осязательных органов чувств, а также от вестибулярного аппарата, тело постоянно стремится сохранять стабильное положение относительно действующей на н^го силы тяжести. Если вы теряете равновесие или оказываетесь дезориентированы в пространстве, восстановительный рефлекс сразу же принимается за возвращение тела в вертикальное положение, сначала стабилизируя положение головы, затем шен, потом верхней и, наконец, нижней части тела.
Биомеханические источники
Тело человека обладает сложной физиологической страховочной системой на случай потери равновесия. Вся ее деятельность направлена на сохранение устойчивого и стабильного положения тела. Однако ей постоянно противостоит такое физическое явление, как сила тяжести. И в этом случае задача по сохранению равновесия возлагается уже на биомеханические факторы.
Каждый спортсмен, занимающийся боевыми искусствами, рано или поздно сталкивался с термином? сила тяжести? применительно к тому или иному движению. Понизить центр тяжести. наиболее распространенная корректировка действий спортсменов при изучении стоек и перемещений. Но многие ли знают, где располагается этот самый тяжести и каким образом его можно понизить?
Истинный центр тяжести находится на пересечении гравитационных линий при вертикальной и горизонтальной ориентации тела. Представьте, что ваше тело разделено вертикально на две идеально равные юловины и горизонтально на две части, равные по весу. В точке пересечения этих вертикальной и горизонтальной разделяющих линий и будет располагаться центр тяжести.
Центр тяжести определяет точку, в которой ориентация тела относительно земли не зависит от его веса. Проще говоря, это та точка, в готорой вы бы сохраняли устойчивое равновесие, если бы было воз-южно использовать ее в качестве опоры для тела.
Однако самое интересное свойство центра тяжести состоит в том, что он постоянно перемещается относительно тела по мере того, как части тела меняют свое положение в пространстве. Ваш центр тяжести, когда вы стоите, сидите или наклоняетесь, располагается в совершенно разных точках. Более того, в определенные моменты центр тяжести может даже находиться за пределами тела.
Представьте себе какой-либо полый предмет, например колпак или каску. Центры тяжести этих предметов будут находиться вне их материальной оболочки, располагаясь в некой точке пространства внутри полости. Этот феномен свойствен и для тела человека. В определенных случаях при сильных сгибаниях или растяжениях бедер или торса, требующихся при выполнении некоторых гимнастических упражнений, центр тяжести спортсмена оказывается в точке пространства, окруженной его телом.
Знания о местонахождении центра тяжести крайне важны для сохранения равновесия в движении и покое. Устойчивость положения тела зависит от расположения точки пересечения вертикальной и горизонтальной линий, определяющей центр тяжести.











Равновесие;


Материал и размеры композиции


Карандаш, тушь, акварель, цветные карандаши. Формат листа – А3.


Правильно построенная композиция является уравновешенной.


Равновесие – это размещение элементов композиции, при котором каждый предмет находится в устойчивом положении. Его местонахождение не вызывает сомнения и желания передвинуть его по изобразительной плоскости. При этом не требуется точного зеркального соответствия правой и левой сторон. Количественное соотношение тональных и цветовых контрастов левой и правой частей композиции должно быть равным. Если же в одной части число контрастных пятен больше, необходимо усилить контрастные отношения в другой части либо ослабить контрасты в первой. Можно изменить очертания предметов, увеличив периметр контрастных отношений.


Для установления равновесия в композиции важны форма, направление, место расположения изобразительных элементов (рисунок 18).



Рисунок 18 - Равновесие контрастных пятен в композиции


Неуравновешенная композиция выглядит случайной и необоснованной, вызывающей желание дальше работать над ней (производить перекомпоновку элементов и их деталей) (рисунок 19).



Рисунок 19 - Уравновешенная и неуравновешенная композиция


Правильно построенная композиция не может вызывать сомнения и чувства неопределенности. В ней должна быть успокаивающая глаз ясность соотношений, пропорций.


Рассмотрим простейшие схемы построения композиций:



Рисунок 20 – Схемы уравновешенности композиции


Изображение А – уравновешенное. В сочетании его квадратов и прямоугольников различных размеров и пропорций чувствуется жизнь, ничего не хочется изменить или добавить, есть композиционная ясность пропорций.


Можно сравнить устойчивую вертикальную линию на рисунке 20, А с колеблющейся на рисунке 20, Б. Пропорции на рисунке Б основаны на небольших различиях, которые мешают определить их равноценность, понять, что изображено - прямоугольник или квадрат.


На рисунке 20, В каждый диск в отдельности выглядит неуравновешенным. Вместе они образуют пару, которая находится в состоянии покоя. На рисунке 20, Г та же самая пара выглядит совершенно несбалансированной, т. к. сдвинута относительно осей квадрата.


Равновесие бывает двух видов.


Статическое равновесие возникает при симметричном расположении фигур на плоскости относительно вертикальной и горизонтальной осей формата композиции симметричной формы (рисунок 21).



Рисунок 21 - Статическое равновесие


Динамическое равновесие возникает при асимметричном расположении фигур на плоскости, т. е. при их сдвиге вправо, влево, вверх, вниз (рисунок 22).



Рисунок 22 - Динамическое равновесие


Чтобы фигура казалась изображенной в центре плоскости, ее нужно немного передвинуть вверх относительно осей формата. Круг, расположенный в центре, кажется смещенным вниз, этот эффект усиливается, если низ круга окрасить в темный цвет (рисунок 23).



Рисунок 23 – Уравновешенность круга


Крупную фигуру в левой части плоскости в состоянии уравновесить небольшой контрастный элемент в правой, который активен в силу своих тональных отношений с фоном (рисунок 24).



Рисунок 24 – Уравновешенность крупного и мелкого элемента


v Практическое задание


1 Выполнить уравновешенную композицию, используя любые мотивы (Приложение А, рисунок 18).


2 Выполнить неуравновешенную композицию (Приложение А, рисунок 19).


ž выполнить поисковые варианты (5-7 шт.) в ахроматическом исполнении с нахождением тональных отношений;


ž работа должна быть аккуратной.








style="display:inline-block;width:300px;height:250px"
data-ad-client="ca-pub-6667286237319125"
data-ad-slot="5736897066">

Комментариев нет:

Отправить комментарий